7+

Конспект открытого занятия по ФЭМП «Космическое путешествие» в подготовительной группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад №5 « Родничок» комбинированного вида с. Сарыг-Сеп  Каа-Хемского района Республики Тыва

Конспект открытого занятия по ФЭМП «Космическое путешествие» 

в подготовительной группе №3  «Непоседы»

Выполнила: Кончук А.Я

Сарыг-Сеп-2017

Цель: Познакомить с понятием четырехугольники, как обобщение таких понятий “квадрат”, “ромб”, “прямоугольник”, “трапеция”, “параллелограмм”.

Задачи:

  1. Учить анализировать разные качества структурных элементов геометрических фигур.
  2. Развивать познавательную деятельность, внимание, память, мелкую моторику.
  3. Воспитывать умение общаться в процессе работы, игры, доброжелательно относиться к товарищу, оказывать ему посильную помощь.

Игровой материал: 4 “планеты” разных размеров, план построения ракеты, мягкие модули (кубы, призмы), “портреты” четырехугольников, плоскостные фигуры, “метеорит” с сюрпризом, игрушки, микрофон, магнитофон.

Ход занятия

Воспитатель надевает наушники.

Да…да…прием… Югорка…. В гости…четырехугольники….? Хорошо…! Спасибо….! (Снимает наушники и обращается к детям)

Ребята, вы представляете, нас приглашают в гости в математическую галактику. Особенно нас хотят видеть четырехугольники. Как вы думаете, кто живет на планетах в математической галактике? (ответы детей).

Да, ребята, там живут цифры, числа, геометрические фигуры, задачи, примеры, знаки, часы, загадки, задания. И все там что-то считают, пересчитывают, составляют и решают задачи, отгадывают загадки, выполняют задания. Вы согласны туда полететь? (ответы детей).

Да, мы трудностей не боимся и можем смело отправляться в космическое путешествие в математическую галактику. Ребята, а на чем же мы полетим?

Ответы детей (ракета, космический корабль… и т.д.).

Да, нам надо построить космический корабль. У меня есть план построения космического корабля. (Показывает план).

Дети “строят” ракету их мягких модулей по образцу.

Воспитатель: Космический корабль готов?

Дети: Готов!

Воспитатель: К старту космического корабля приготовиться!

Дети: Есть приготовиться…

Воспитатель: Включить приборы!

Дети: Есть включить приборы.

Воспитатель: Завести моторы!

Дети: Есть завести моторы.

Воспитатель: Начинаем счет до 20!

Дети считают до 20. Космический корабль стоит на месте.

Воспитатель: Может, мы неправильно считали? Как же нам считать?

Ответы детей: Надо считать, наоборот, от большего к меньшему числу…

Воспитатель: Начинаем обратный отсчет от 10.

Дети и воспитатель: 10, 9……..1, 0 Пуск.

(Звучит космическая музыка)

Воспитатель с детьми “выходят” из ракеты и рассматривают планеты.

Космический голос (аудиозапись или за ширмой озвучивает помощник по микрофону): “Добро пожаловать в математическую галактику. Здравствуйте, ребята. Я очень рад, что вы откликнулись на мое приглашение. Мы очень любим таких умных и сообразительных ребят”.

Дети подходят к планете №1.

Космический голос: Вы прибыли на планету загадок. Отгадайте их.

(На планете №1 закреплены звездочки с загадками).

Воспитатель: Ребята, какие интересные планеты в этой галактике. Не успели подойти – уже задания задают. Отгадаем загадки?

(Ответы детей).

Воспитатель загадывает загадки о геометрических фигурах, дети отгадывают.

Три вершины, три угла, три стороны – вот и я. (Треугольник)

Нет углов у меня, а
Похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо и колесо.
Кто же я такой, друзья
Назовите вы меня. (Круг)

Он давно знакомый мой
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад
Как зовут его? (Квадрат)

Воспитатель: Ребята, давайте построим живой квадрат. Пусть увидят, какие мы с вами изобретали. Кто хочет построить “живой” квадрат?

Ребенок: Чтоб, построить квадрат, мне нужно выбрать четырех ребят одинакового роста, потому что у квадрата все стороны одинаковой длины и их 4.

(Выбирает 4 детей и дети ложатся на ковер, изобразив квадрат).

Воспитатель: А квадрат “живой”? Сейчас проверим. (Поглаживает, щекотит, вызывает улыбку у ребят).

Космический голос: Задание выполнено. Проследуйте к планете №2.

Воспитатель с детьми подходят к планете №2.

Космический голос: Вы прибыли на планету четырехугольников. Задание капитану космического корабля. Что вы знаете о жителях нашей планеты – четырехугольниках?

Воспитатель: Ребята, это задание мне. Я надеюсь, что с вашей помощью, справлюсь с заданием. Садитесь пожалуйста . Я расскажу сказку.

Жили-были квадрат и круг (показывает). Они очень дружили. Ходили в один детский сад, в одну группу. Однажды квадрату купили компьютер. Он решил пригласить подружку в гости – показать компьютер, поиграть немножко. И вот они пришли к нему домой.

Сначала квадрат, как воспитанный мальчик, познакомил свою подружку со своими родственниками.

(Воспитатель выставляет “портрет” прямоугольника.)

Это мой папа – Прямоугольник. Мы с ним очень похожи.

(Воспитатель изменив интонацию, спрашивает у детей, чем же они похожи?) (Если дети затрудняются, объясняет сам.).

(Предположительные ответы детей: 4 угла, 4 стороны, углы прямые).

Это моя мама, — продолжает квадрат, — ее зовут Ромб. Мы с ней тоже очень похожи.

(Ответы детей на вопрос “Чем они похожи?”).

Это моя сестра – Трапеция. Мы с ней тоже очень похожи.

(Ответы детей на вопрос “Чем они похожи?”).

— Это мой брат – Параллелограмм. Мы с ним тоже похожи.

(Рассуждения детей).

Дальше квадрат продолжает:

— А фамилия у нас – Четырехугольники.

Познакомил свою подружку со всеми родственниками и пошли в комнату играть в компьютер.

Воспитатель: Вот такая сказка. Я отвечаю на вопрос. Геометрические фигуры, у которых 4 угла и 4 стороны называются четырехугольниками.

Космический голос: Задание выполнено. Проследуйте к планете №3.

Дети с воспитателем подходят к планете №3.

Космический голос. Вы прибыли на планету игр.

Воспитатель: Ребята, Четырехугольники хотят с вами поиграть в прятки.

(На доске квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция, параллелограмм).

Посмотрите внимательно на фигуры и запоминайте их. Давайте все вместе их назовем. (Называют фигуры).

Когда зазвучит музыка, вы танцуете космические танцы, а когда музыка остановится, подходите к четырехугольникам и называете, кто спрятался.

После игры воспитатель: Давайте, ребята, назовем одним словом, с какими фигурами мы играли? (ответы детей).

Воспитатель: Поиграли, ребята, надо дальше идти.

Космический голос. Проследуйте к планете №4.

Дети с воспитателем подходят к четвертой планете.

Космический голос. Вы прибыли на планету геометрических фигур. Получите задание.

(Воспитатель берет листы с заданием, прикрепленного к планете №4 и зачитывает детям). Дети садятся за столы (Рисунок №1).

Ребята, посмотрите внимательно на листочки и послушайте задание.

Лягушка заблудилась в математической галактике. Ей надо добраться до своего болота. Она может прыгать только по кочкам четырехугольной формы. Если вы заштрихуете все четырехугольники – лягушка увидит, куда прыгать и доберется домой. Поможем лягушке? Начинаем работу.

Дети выполняют работу самостоятельно.

Космический голос. Задание выполнено.

Воспитатель: Ребята, здесь конечно очень интересно, но нам пора домой на Землю.

Космический голос: Нам было очень приятно с вами познакомиться. До свидания. Прилетайте еще.

Воспитатель с детьми садятся на ракету, обратный счет от 10. Звучит космическая музыка.

Воспитатель: Прилетели, ребята.

Берет микрофон и “превращается” в корреспондента.

— Здравствуйте дорогие ребята. Я корреспондент газеты “Детский мир”. Я очень рада, что вы удачно приземлились. Скажите, пожалуйста,

  1. Где вы были?
  2. Кто живет в математической галактике?
  3. Чем вы занимались?
  4. Вам понравилось?
  5. Еще хотите полететь?

Спасибо, ребята, за интервью, всего вам хорошего.

Звучит аудиозапись “Падение метеорита”.

Воспитатель: Ребята, держите головы, метеориты падают.

Подходят к “метеориту” и находят внутри сюрприз – четырехугольные печенья.

Радиошум. Воспитатель надевает наушники: “Да… да…прием….получили…молодцы…спасибо…”

— Ребята, у меня спросили, получили ли мы угощения и сказали, что вы просто молодцы!.

Для закрепления знаний, в совместной деятельности можно поиграть в игру “Теремок”. Цель игры продолжать развивать способность к выделению признаков четырёхугольников и умению сравнивать.

Игровое правило: ведущий сидит в “теремке”. Дети имеют различные геометрические фигуры. В теремок может попасть только тот, чья фигура похожа на фигуру ведущего.

Игровое действие:

— Тук, тук, кто в тереме живёт?

— Я квадрат.

— Пусти меня к себе жить. Я ромб.

— Пущу, если скажешь, чем мы похожи.

— У тебя 4 угла, и у меня 4 угла, у тебя 4 стороны, и у меня 4 стороны…..и т.д.

Используемая литература:

  1. Е. В. Колесникова «Я считаю до 10»— рабочая тетрадь; Е. В. Колесникова «Я считаю до 20» — рабочая тетрадь.
  1. ФГТ «Комплексные занятия в ДОУ», под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. (подготовительная группа.)
  2. В. П. Новикова «Математика в детском саду».
  3. Дьяченко, М. О. Чего на свете не бывает [Текст]/ М. О. Дьяченко, Е. Л. Агеева. – М. : Просвещение, 1991.
  4. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» — А. А. Смоленцева.